Минэнерго в перспективе намерено на законодательном уровне закрепить механизмы реализации газа на условиях предоплаты. Эта инициатива нацелена на повышение платежной дисциплины. Эксперты расходятся во мнениях, отмечая плюсы для поставщиков и возможные судебные иски со стороны покупателей, однако все же считают, что рынок расставит все по местам. Опрошенные представители генерирующих компаний и производителей газа позитивно относятся к нововведению, отмечая, что логичным продолжением этой инициативы может стать ее распространение на электроэнергетический рынок. О намерениях ведомства "Известиям" рассказали два источника, знакомых с ситуацией, а также об этом говорится в презентации концепции внутреннего рынка газа за июнь 2016 года. По словам источников, кроме прочего рассматривается также возможность заключения с потребителями долгосрочных контрактов, включающих требования по обязательному отбору газа и возможность прекращения поставок системным неплательщикам. В Минэнерго сообщили, что работа по совершенствованию внутреннего рынка газа, повышению его прозрачности и укреплению платежной дисциплины ведется в Минэнерго совместно с компаниями и заинтересованными ФОИВами на постоянной основе. - Вместе с тем отмечаем, что вопрос перевода на предоплату промышленных потребителей в настоящее время в Минэнерго России не рассматривается, - заявили в пресс-службе ведомства. Что касается условий долгосрочных контрактов с потребителями, включающих требования по отбору газа, то в настоящее время они уже регулируются в рамках гражданско-правовых отношений между поставщиком газа и потребителем. В Минэнерго также отметили, что, согласно плану мероприятий по реализации федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", утвержденного вице-премьером Аркадием Дворковичем, Минэнерго разработан проект постановления правительства "Об утверждении правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа". - В данный момент проект постановления правительства находится на согласовании с заинтересованными органами исполнительной власти, - отметили в пресс-службе. Стоит напомнить, что ведомство ведет работу над Концепцией внутреннего рынка газа, направив ее на согласование в компании. На прошлой неделе "Газпром" в 2016 году сократил инвестиции в газификацию десяти регионов из-за неплатежей и неисполнения обязательств по газификации администрациями регионов. Об этом в июне говорил член правления "Газпрома" Кирилл Селезнев. Просроченная задолженность всех категорий потребителей перед "Газпромом" в 2015 году выросла на 20% - до 152,1 млрд рублей. За I квартал 2016 года она увеличилась еще на 24,4% - до 189,3 млрд рублей. - Проблемы с обеспечением платежей в основном связаны с предприятиями, занимающимися теплоснабжением, - отдельными электроэнергетическими компаниями, теплоснабжающими организациями и организациями бюджетной сферы, в частности структурами Министерства обороны России, - говорил Кирилл Селезнев. - Несовершенство нормативно-правовой базы дает сегодня недобросовестным потребителям возможности для злоупотреблений, особенно со стороны управляющих компаний. Что касается задолженности населения, то 80% всей суммы по стране формируется потребителями Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). По итогам I квартала 2016 года уровень расчетов населения СКФО составил только 43,4%. В регионах-должниках газовый монополист сокращает инвестиции в газификацию, вкладывая средства только в завершение сооружения уже строящихся объектов. На 2016 год запланированный объем инвестиций "Газпрома" в газификацию регионов составляет 25 млрд рублей против 27,5 млрд в 2015 году. В программу газификации включены 67 регионов. В НОВАТЭКе "Известиям" сообщили, что поддерживают инициативу Минэнерго на законодательном уровне укрепить платежную дисциплину. В компании считают, что необходимо как можно скорее принять изменения в нормативно-правовые акты, предусмотренные законом № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов". По мнению официальных представителей компании, эти перемены позволят усилить ответственность за просрочку оплаты природного газа так называемых "неотключаемых" потребителей, в число которых входят теплоснабжающие организации. - Среди главных причин накопления долгов ТСО остается практика их преднамеренного банкротства. В этом случае необходимо ввести механизм предоставления финансовых гарантий для газоснабжающих компаний со стороны администрации региона и упростить процедуру введения ограничений по отношению к данной категории потребителей, - пояснили в НОВАТЭКе. В компании ОГК-2 "Известиям" заявили, что "любые меры по укреплению платежной дисциплины можно только приветствовать, потому что они ведут к повышению надежности работы инфраструктурных отраслей". - Логичным продолжением этой работы может стать перенос части аналогичных механизмов на должников на электроэнергетическом рынке, - отметили в пресс-службе компании. Напомним, что задолженность на розничном рынке электроэнергии в прошлом году росла опережающими темпами по сравнению с оптовым рынком, однако в целом результаты сопоставимы: рост на 15,9%, до 175,1 млрд рублей (с НДС). - Причины попыток Минэнерго установить предоплату за газ и обязательства потребителей по его отбору понятны. Это огромные неплатежи потребителей, стремление получить средства раньше для более свободного их использования, гарантировать сбыт. Вполне согласуется с интересами "естественного монополиста". Принять близкие к предлагаемым законодательные поправки достаточно реально, учитывая силу лоббирования. Однако такая политика - односторонняя, - считает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, особенно это касается обязательств по отбору объемов в газоснабжении. В производстве и даже в жилищно-эксплуатационной сфере очень часто невозможно заранее определить потребность в энергоресурсах. Да и средств на предоплату, как правило, у потребителей зачастую просто нет. - Поэтому закрепление подобного порядка может нанести им серьезный ущерб. Нельзя и прекращать поставки газа там, где он жизненно необходим, - считает Марк Гойхман. Его коллега, старший аналитический обозреватель MFX Broker Роберт Новак все же уверен, что у поставщиков газа должна быть законодательно закрепленная возможность хеджировать свои инвестиционные риски и воздействовать на потребителей с целью повышения их дисциплины и перечисленные меры были бы эффективным решением этой задачи. - Конечно, потребители будут от таких инициатив не в восторге, наверняка не обойдется и без каких-то судебных исков к поставщикам - все-таки подобные меры довольно болезненны для потребителей. Попытка ввести норму об обязательном отборе законтрактованного газа уже предпринималась семь-восемь лет назад, но потерпела неудачу. Но, с другой стороны, эта мера даст производителям еще один инструмент конкуренции за потребителя: кто-то из производителей будет требовать предоплату и работать по принципу "бери или плати", а кто-то проявит гибкость и не будет реализовывать эти свои права, предложив потребителям более мягкие условия, - полагает эксперт. По его словам, в любом случае рынок уже всё расставит по своим местам. - Думаю, что шанс воплотить в жизнь эти инициативы есть. Возможно, их внедрение будет сначала проходить со скрипом, но в конце концов мы все равно к этому придем, - заключил он. В "Газпроме", "Роснефти", компаниях "Энел Россия" и Fortum оперативно не предоставили комментариев. Ирина Кезик
|